01.06.2020

#деньсоцработника #соцработа #творимдобро Будни соцработника: Такая работа — помогать и заботиться о тех, кому плохо

В рамках акции «Творим добро!», приуроченной ко Дню социального работника, на сайте комплексного центра социального обслуживания населения Икрянинского района и в социальных сетях мы продолжаем публиковать серию материалов, в которых рассказываем о социальных работниках, о том, как социальное служение людям стало жизненным выбором, о своих «героических» буднях.
В комплексном центре социального обслуживания населения Икрянинского района работает самый молодой социальный работник Рита Константиновна Вагаева. Трудится она в этой должности почти восемь лет. Ранним утром я, начинающий заведующий отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста Надежда Кириенкова решила ненадолго почувствовать себя в роли своих подчиненных, чтобы на практике узнать, как проходят будние дни социальных работников. По дороге Рита рассказала мне о себе и о тонкостях профессии.
— Когда я приступила к работе, мне было 21 год. Поначалу пожилые люди относились ко мне настороженно, но со временем всё наладилось, — делится Рита.
У Риты на обслуживании 10 получателей социальных услуг. Пожилые и инвалиды нуждаются в помощи, поддержке или просто общении. Одни ждут от социальных работников реальных дел, другие — простого человеческого участия, доброго слова, сопереживания в трудную минуту.
— Я пошла работать в социальную сферу просто потому, что мне была нужна работа. Когда старшая дочка пошла в детский сад, знакомая, которая на тот момент работала социальным работником, рассказала о своей профессии. Меня это заинтересовало, и я подала свое резюме, но вакансий на тот момент не было. Через некоторое время мне позвонили и предложили место на время декретного отпуска, и я согласилась, — делится Вагаева Рита, — поначалу было трудно и я очень волновалась. Потом все стало налаживаться, мне самой стало нравиться, и пожилые люди поверили мне, потянулись ко мне. И тогда я поняла, что это мое призвание — работать с людьми и помогать им. Главным заповедям профессии меня научили на семинарах «Школа социального работника», которые проходят ежемесячно в комплексном центре.
— Тяжело, наверное? Только в магазин каждому сходить, сколько времени и сил нужно…
— Ну, в общем, да, непросто. И дело не только в тяжёлых сумках. Моя работа включает в себя оказание различной помощи по хозяйству. Получается, в одном лице ты и носильщик, и уборщица, и консультант, и юрист, и психолог, — смеясь, заключает девушка. — У каждого обслуживаемого свой характер, свои привычки, устои. Но я знаю, с какой интонацией к кому подойти. Это получается само собой. Моя профессия научила меня сдержанности, и мне это очень помогает в обычной жизни. Кому-то моя работа может показаться скучной, ведь мне приходится выполнять простые женские обязанности: магазины, уборка, глажка, приготовление пищи. Но я нашла в ней для себя много положительного. Предоставление социальных услуг на дому требует большого терпения, умения сопереживать, готовности прийти на помощь. Пожилые люди меня многому научили: умению решать трудные жизненные ситуации, лучше понимать людей. А самое главное, я научилась ценить каждый прожитый день.
Первой, к кому мы отправились, была пенсионерка Бурлакова Евгения Филипповна. Когда она увидела, что социальный работник пришел не один, очень этому обрадовалась.
— Я доверяю Рите как себе, — рассказывает Евгения Филипповна.
Рита начинает мыть пол, а я отправляюсь в магазин за продуктами. Евгения Филипповна вручает мне список, ему следую неукоснительно, но всё равно переживаю: а вдруг что-то не то куплю? Но обслуживаемая оказалась довольная, ей понравилось всё, что я купила. Напоследок соцработник измерила Евгении Филипповне давление. Мне приходится признать, что здесь бы я не справилась: совсем не умею обращаться с тонометром.
— Судьбы людей, которые состоят на обслуживании в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, во многом схожи. Я очень жалею своих бабушек и дедушек. У кого-то есть близкие, но уделять много времени пожилым и больным родственникам по ряду причин они не могут или не хотят. Другие растеряли то, что имели: не смогли сохранить добрые отношения с семьей. У третьих ее никогда и не было — жили для себя. А четвертые с детьми и внуками вместе жить отказываются, — делится Рита.
Мы отправляемся с Ритой дальше. На очереди одинокий незрячий мужчина 79 лет. Поначалу Борис Петрович Григорьев воспринял заведующего, желающего навести порядок у него в доме, с иронией. Но потом подобрел и даже напоил нас с Ритой Константиновной чаем. Пока я выносила мусорные пакеты, Рита погладила небольшую кучку белья. По последнему адресу в моём трудовом эксперименте проживала супружеская пара Кожевниковых. Там мы с Ритой Константиновной сделали всё быстро, и довольные пенсионеры долго провожали нас добрыми словами до калитки.
— Рита — добрый, открытый, жизнерадостный человек, заряжающий позитивом всех, кто находится рядом. Она для нас стала близким человеком, хотя мы на обслуживание стоим не так давно. Я очень рада, что нас с супругом обслуживает такой прекрасный человек, — подытожила Нина Осиповна.
— Получатели социальных услуг бывают разные, но у меня они все хорошие и покладистые. Мы с ними в постоянном контакте. Они могут мне в любое время и я соглашаюсь, потому что больше это сделать просто не кому.
В преддверии предстоящего профессионального праздника от всей души поздравляю весь коллектив, чьё призвание – оказывать помощь, поддержку и содействие нуждающимся в этом людям. Будьте здоровы, оптимистичны, активны, доброжелательны. Желаю Вам и Вашим близким добра и мира в семье, хороших людей на пути! — подвела итог нашего трудового дня социальный работник Вагаева Рита.